Встреча с Александром Щипковым состоялась в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге
15 марта 2016
Творческая встреча с публицистом, общественным деятелем, первым заместителем председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александром Щипковым состоялась 10 марта в Государственном музее истории религии.
Участниками встречи стали религиоведы, социологи, священники, общественные деятели и журналисты. Вечер открыла руководитель сектора коммуникаций при епархиальном информационном отделе Наталья Родоманова. Она рассказала о ходе встречи и темах, которые будут затронуты на ней: взаимоотношения Церкви и власти, связь политики и религии, проблема русской идентичности, Бронзовый век русской культуры и другие.
Александр Щипков вручил в дар директору Государственного музея истории религии Любови Мусиенко собрание своих книг и представил слушателям свои последние произведения - сборник статей о русской идентичности "Плаха. 1917-2017", книгу "Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы" и книгу Святейшего Патриарха Кирилла "Семь слов о русском мире", составителем и автором предисловия которой он выступил.
Сборник "Плаха. 1917-2017" - первая книга, выпущенная к столетию Октябрьской революции. В сборник включены статьи разных авторов (две из них написаны Александром Щипковым), посвященные двум темам: справедливости и традиции. Выбор тем Александр Владимирович объяснил тем, что, по его мнению, русскому человеку генетически присущи две составляющие - тяга к справедливости и тяга к корням, традициям. Одна из статей, написанная Александром Щипковым, называется "Левый консерватизм", в ней раскрывается идея о том, что сочетание левого и консервативного, традиционализма и социализма присуще сознанию русского человека, но такого направления в российской политике нет.
"Возвращаясь к 1917 году, хочу отметить одну вещь - красные победили потому, что за ними пошли люди, - сказал Александр Владимирович. - А люди пошли потому, что красные проэксплуатировали идею справедливости, которая "сидит" внутри каждого русского человека. Но одновременно с этим они полностью отказались от традиций: уничтожали церкви, поменяли орфографию и календарь и т. п. В результате этой деятельности произошел мощнейший нокаутирующий удар по традициям. Тем не менее, они обещали устроить государство социальной справедливости, и худо-бедно семьдесят лет население страны строило справедливое общество. Оно было построено - с бесплатным медицинским обслуживаем, образованием и десятилетками, а в 1991 году в один момент разрушено".
Этот опыт, стремление и тяга русского народа к социальной справедливости отражены в сборнике публициста под названием "Перелом". Главная идея книги - перелом, который предчувствовали все, особенно в 2012 году, во время напряженных медийных войн. Отвечать на вызовы современности, по мнению автора, надо, опираясь на тягу к справедливости и тягу к традициям.
Александр Щипков отметил, что спустя некоторое время возник другой вопрос: кто будет строить справедливое общество и государство? Самый очевидный ответ - русские, поскольку их больше всего в стране и они являются государствообразующим народом. Но сохранятся ли русские и кто они такие? Эти размышления привели Александра Владимировича к идее создания второго сборника "Плаха", в котором бы тема русской идентичности рассматривалась с разных сторон. Александр Щипков написал для сборника две статьи: "Похищение русской идентичности" и "Русофобия".
Таким образом, первый сборник отвечал на вопрос "Что делать?", второй - "Кто будет делать?". Планируется логичное завершение трилогии сборником, отвечающим на вопрос "Как делать?" и раскрывающим механизм действий по устроению справедливого общества.
Говоря о русофобии, автор отметил, что в течение XX века русский народ подвергался истреблению, однако геноцидом никто в мире это не называет, и вообще произносить это слово по отношению к русским как-то неловко. Однако Великая Отечественная война 1941-1945 года со стороны Германии была этнической войной, направленной на полное уничтожение евреев и цыган и уничтожение 75 % русских (оставшуюся часть планировалась использовать как обслуживающий персонал). Во время военных действий погибло 8-10 млн военнослужащих и 18 млн мирных жителей.
"Если было уничтожено 18 миллионов мирных жителей, не держащих в руках оружия, - это называется словом "геноцид" и никак иначе, - подчеркнул Александр Щипков. - Если явление существует, то должно быть его название, потому что пока нет названия, явления как бы не существует. Евреи взяли греческое слово "холокост", обозначили им массовое уничтожение евреев и ввели его в обиход. Теперь, когда его слышат, все понимают, о чем речь. Украинцы 5-6 лет назад ввели слово "голодомор", которое очень активно стало использоваться в информационном пространстве. Когда начинают говорить об уничтожении русских, никто не понимает, о чем речь, потому что нет названия этому". В качестве пробного названия, обозначающего планомерное истребление русских, Александр Щипков предложил использовать слово "плаха", поскольку оно обозначает и место казни, и саму смертную казнь.
"Если русский народ не захочет, он не погибнет, - продолжил Александр Владимирович. - И дело здесь не в государственных программах, ядерном вооружении, запретах абортов, а во внутренней мотивации каждого человека. Первостепенным является то, что внутри. Если появляется внутренняя энергия "я не хочу", то никто ничего не сможет с нами сделать. Это абсолютно религиозное состояние, как молитва".
В книге "Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы" анализируется религиозность поэтов 1960-1970-х. "Христос входит в сердца этих поэтов, а поэты идут дальше. Христос изгоняет лишних, и одни остаются с Ним, а другие идут служить золотому кумиру. Первых можно назвать поэтами Бронзового века, вторых - поэтами Политехнического музея", - сказал Александр Щипков. Он отметил, что родоначальником поэтов Бронзового века является Николай Заболоцкий, поэзия которого абсолютно литургически религиозна, хотя он нигде даже не произносит слова "Бог". Этот поэт вынут из истории русской поэзии XX века, в России не установлено в его честь ни одного памятника. Этот пробел Александр Щипков с супругой восполнили, поставив ему памятник в Тарусе.
По словам Александра Владимировича, Бронзовый век в России не ограничивается поэзией и культурой и переходит из культурной плоскости в социальную и политическую. Он предложил ввести термин "аксиомодерн" как противопоставление постмодерну и обозначение явления Бронзового века в России - олицетворения ценностей, духа и образа мыслей наших предков.
В книгу Святейшего Патриарха Кирилла "Семь слов о русском мире" вошли семь публичных выступлений Предстоятеля Русской Православной Церкви на тему русского народа и русской идентичности: о русских на Кавказе, о солидарном обществе, о русском единстве, о свободе и справедливости, о рубежах российской государственности (на примере Калининграда) и другие.
По словам Александра Владимировича, это не проповеднические тексты, хотя элементы проповеди в них, конечно, есть, а фактически публицистика. О многих темах, затронутых Патриархом Кириллом, в нашем обществе боятся говорить, например, о русских на Кавказе. Александр Щипков отметил, что часто мысли Патриарха не слышат в обществе.
Слушатели задали автору множество вопросов на самые разные темы. Были обсуждены проблема "православного сталинизма", отношение части православного сообщества к встрече Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска в Гаване, идея выборности священства и епископата церковным народом, сочетание веры, государства и нации и многие другие. Александр Щипков призвал присутствующих к конструктивной дискуссии с частью общества, критически относящейся к событиям в Русской Православной Церкви, в том числе к решениям Патриарха Кирилла. Он отметил, что русское наследие - это неприкосновенный запас нации, из которого мы черпаем энергию для жизни. Этим наследием имеют право пользоваться все, независимо от мировоззренческих расхождений, это всеобщее достояние и та платформа, которая нас всех объединяет.
Александр Щипков - первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, кандидат философских наук, действительный государственный советник 3-го класса; главный редактор интернет-журнала "Religare"; директор Московского центра социальных исследований.
По материалам официального сайта Санкт-Петербургской митрополии