Доверие к праву — в его обращении к нравственным ценностям
23 мая 2016
Москва, 23 мая. Выступая на Петербургском Международном Юридическом Форуме, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда заявил, что исторически в восприятии людей право опирается на божественный закон.
«Право пользуется доверием по своему историческому генезису. Это наследие, оставленное ему в культуре его религиозным прошлым, которое воспринималось как божественный закон, будь то заповеди Моисея, или что иное», — заявил В.Р. Легойда.
«Нарушение закона в традиционном обществе — это удар по основам бытия», — добавил он.
По мнению представителя Церкви, в наши дни доверие к божественным основам права оказалось разрушено, а предлагаемая взамен инструментальность права оказалась лишена ценностного основания. Инструментализм не делает общество более устойчивым. Он не выдерживает столкновения с обществом, основанным на другом типе социальной интеграции.
«В столкновении двух культур та, которая считает себя более цивилизованной, всегда проигрывает той, которая себя считает менее цивилизованной. Это один из немногих законов истории, который соблюдается», — заметил В.Р. Легойда.
Другой проблемой председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ назвал падение авторитета права: «Если право начинает регулировать те отношения, которые традиционно являлись безнравственными, доверие к праву падает», — отметил представитель Церкви.
«Кризис права — часть общего кризиса инструментального принципа социальной интеграции — общества модерна. Возможным направлением выхода стал бы некий минимум содержательных ценностей, которые обществом признаются. Консенсус мировых религий мог бы стать основой такого движения», — заключил В.Р. Легойда.
Отвечая на вопрос о соотношении права и справедливости в русском сознании, В.Р. Легойда заявил, что «правовой нигилизм в отечественной культуре связан с тем, что в дореволюционной жизни вторичность права как ценности сбалансировалась наличием мощного христианского фундамента. В советское время, когда этот фундамент попытались уничтожить, этот нигилизм стал принимать уродливые формы».