Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИМосковского Патриархата

На главнуюЭлектронная почтаRSS

Владимир Легойда: кроме свободы человека, есть еще свобода действий Бога

Владимир Легойда: кроме свободы человека, есть еще свобода действий Бога

Москва, 15 января. Глава Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда - о святынях, сиротах и коммерциализации Рождества.

Многочасовые очереди к привезённым с Афона Дарам волхвов показали, насколько возросло влияние Русской православной церкви.

Об этом и иных насущных темах, связанных с верой, «АиФ» поговорил с Владимиром Легойдой, главой Синодального информационного отдела Московского патриархата.

Логика неверующего

Юлия Тутина, «АиФ»: Владимир Романович, в Москве к Дарам волхвов стояли гигантские очереди. При этом далеко не все в этой очереди ходят в церковь, держат посты... Ощущение, что у нас в стране победило не православие, а идолопоклонничество. Или такой первый шаг неизменно приведёт людей в храмы в будущем?

- Как говорят в академической среде, ощущение - категория ненаучная… Ваши вопросы заданы в логике неверующего человека. Верующий знает, что можно стать в конец очереди одним, а выйти через несколько часов совсем другим. Так со многими и происходит. Мы часто говорим о свободе человека, но есть ещё свобода действий Бога. Да и как можно оценить «религиозное качество» многотысячной очереди, где стоят совершенно разные люди? Их разность, пожалуй, единственная точная характеристика этой общности. Кстати, в дни пребывания Даров в Москве мне звонили с разными вопросами о святыне очень многие и очень разные люди. Включая всему миру извест­ных докторов наук, людей с высоким уровнем церковного сознания. Их очень сложно назвать идолопоклонниками. А что может привести человека к Богу? Да всё что угодно. Это область действия Господа, а не человека. Проверено временем.

- Запад насаждает моду на гомосексуализм. Как защитить нацию от этого?

- Не может быть компромисса между злом и добром. Церковь учит нас, что гомосексуализм должен быть назван грехом, а не «естественной склонностью». И это касается любого греха, а не только вами упомянутого. Но, называя грех грехом, мы, православные христиане, не испытываем ненависти к грешнику. Любой согрешающий всегда может обратиться ко Христу и будет услышан, а Церковь примет его покаяние с любовью.

Что касается общества, то уже не раз говорилось, что западные стандарты в этом вопросе у нас естественным образом отторгаются. Кстати сказать, не только у нас: вспомним недавние многотысячные выступления против легализации однополых браков во Франции. Про наказание: Церковь вряд ли будет приветствовать какую бы то ни было казнь. Но правовые гарантии против пропаганды греха действительно очень важны. Особенно когда это касается детей и подростков.

- Удивляет людей ситуация с протодиаконом Андреем Кураевым - человек говорит то, что поддерживается в народе и укрепляет авторитет Церкви, а его за это наказывают. Как же так?

- Если вы об увольнении отца Андрея из Московской духовной академии, то это решение корпорации, к которой я не имею чести принадлежать. Могу лишь повторить то, что сообщали уважаемые её члены в своих комментариях: около двух лет назад (!) отцу Андрею говорили, что ряд его высказываний несовместим с преподаванием в академии. Ждали два года. Учёный совет счёл, что ситуация, увы, не изменилась. Сам отец Андрей и после увольнения с уважением высказывался о своих коллегах, а также сказал, что не будет оспаривать принятого решения. Что касается его недавних якобы разоблачений, то судить о людях на основании записей в блогах, да ещё и анонимных записей, не пристало. Ни одну проблему - ни выдуманную, ни реально существующую - не решить публикацией анонимных жалоб. И уж авторитет Церкви вся эта шумиха никак не укрепляет. Не знаю, что должно твориться в душе человека, чтобы писать об этом в сочельник и Рождество. Мне искренне жаль отца Андрея.

Призыв к действию

- Людей умилил новостной сюжет, где патриарх попросил удочерить девочку-сироту, написавшую ему письмо. В стране год как действует запрет на усыновление детей американцами, но россияне детей чаще усыновлять не стали, несмотря на все призывы Церкви. Что же делать?

Умиление - хорошее чувст­во, но, полагаю, Святейший призывал не только умиляться, но действовать. Знаю, что призывом Предстоятеля вдохновлены многие священники и миряне. Скажу по секрету, что в ближайшем окружении патриарха есть священнослужители, которые недавно усыновили сирот и сирот-инвалидов. Примером своих священников и прихожан Церковь призывает к доброделанию всё наше общество. Это сейчас крайне важно, ведь пока очень многие дети становятся сиротами при живых родителях. Церковь об этом говорит давно, но голос её не всем слышен, а изменений пока мало. Но это не повод, чтобы не говорить. Было бы неплохо, чтобы такие темы попадали в топ медиарейтингов. Недооценивать эффект воздействия СМИ на человека в современном информационном обществе я бы не стал. Усыновление детей должно стать - в том числе и усилиями журналистов - подлинным образцом нормального поведения в российском обществе.

[…]

 

Полный текст статьи читайте на сайте «АиФ»