Владимир Легойда: вера - это сотворчество Бога и человека
7 января 2015
Глава Синодального Информационного отдела Русской православной церкви - о добрых делах, роли женщины и Украине.
7 января православные празднуют Рождество. Накануне о милосердии, добрых делах, а также о том, как сохранить добрый настрой в нынешнее непростое время, наш корреспондент поговорил с главой Синодального Информационного отдела Русской православной церкви Владимиром Легойдой.
Какделать добро?
- Рождество - время добрых дел. Но сейчас ситуация такова - и экономическая, и настроенческая, - что делать их архисложно. Как себя заставить?
- Всегда есть рядом кто-то, кому тяжелее, чем нам. В Евангелии сказано: из сердца человека исходят как злые, так и добрые помыслы. Первопричиной любого поступка является состояние нашего сердца. Помните евангельскую вдовицу, которая пожертвовала на храм две лепты - самые мелкие монеты? Христос обратил внимание учеников на то, что многие дают от богатства, а вдова дала от бедности (всё пропитание своё, как говорит Евангелие), а значит, лепта её больше, чем у остальных. Добрые дела измеряются не количеством нолей в сумме, а сердечным расположением человека.
Христианин должен осознать: как бы он ни выходил из сложной экономической ситуации, последние, кто должен пострадать, - это люди, которые от него зависят. За них он отвечает перед Богом. У кого-то это только родственники, а у кого-то - десятки, сотни или тысячи сотрудников. Или население целых стран.
- Название вашей новой книги «Человек в шкуре дракона» - это прямое напоминание о том, что без помощи Бога нам из оболочки зла не выбраться. А насколько современный человек должен надеяться на Всевышнего? В последнее время всё больше кажется, что важнее самому не плошать...
- Есть такая фраза: «Бог спасает нас не без нас». То есть Бог не может спасти человека насильно, помочь тому, кто не хочет помощи или ничего не делает для изменения своего сердца. Ожидать милости Божией, только потому что ты назвался христианином, при этом не предпринимая ничего самому, «плошая», это не христианство. Сегодня такой подход, к сожалению, очень развит. Ссорятся супруги - им тут же советуют: а вы повенчайтесь, и всё само наладится. Повенчаться, конечно, хорошо и правильно, но само не наладится. Это такое магическое сознание: вот мы совершим какой-то ритуал, и он автоматически нас изменит, а нам самим меняться не нужно.
Я не знаю человека, который не согласился бы со словами апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим., 7:19). Мы это испытываем каждодневно: опять огрызнулись на замечание матери, резко ответили ребёнку, обругали знакомого, осудили человека в магазине… Потом сожалеем. Как здесь исправить себя? Без Бога - никак.
Вера в подлинном смысле - это взаимодействие, даже, если хотите, сотворчество Бога и человека. Мы, опираясь на помощь Божию, избавляемся от зла. Сначала в своём сердце и мыслях, а потом и в поступках. Так меняется и жизнь вокруг.
Учить - примером
- Ваша книга имеет посвящение - «Моей дорогой жене». Изменилась ли роль женщины в современном мире в сравнении с патриархальным? И почему бы, например, не сделать женщин священниками?
- Апостол Павел говорит: «…нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал., 3:28). В глазах Бога одинаково ценны мужчина и женщина. В большинстве дохристианских обществ человеком в полном смысле слова являлся только взрослый свободный мужчина. И лишь в христианской культуре женщина обретает права наравне с мужчиной. Церковь не про то, кто в семье больше зарабатывает (хотя существует и определённая иерархия семейных отношений). Церковь про спасение души, про то, чтобы семья - малая церковь - была основана на любви. А что касается женщин-священников... Это категорически не соответствует догматике, истории и традициям христианства. Образ священника - это образ Христа.
- Вы - многодетный отец. А как воспитывать в сегодняшнем - таком активном и загруженном - мире детей?
- Отцовство полностью меняет твой мир. Ничто в жизни любого мужчины не сравнимо с этим. Недаром отношения Бога и человека осмысляются как отношения отца и ребёнка. Но советов давать не рискну: у меня и дети маленькие, и не так уж их много, только трое. Поделюсь тем, что понял для себя. Важно не то, сколько времени ты детям посвящаешь, а как его используешь; не то, что ты им говоришь, а как при этом поступаешь. Если, убегая на работу, кричишь: «Не забудьте помолиться!», или вечером, сидя перед телевизором, вопрошаешь: «А вы помолились перед сном?», но дети никогда не видели, чтобы ты молился, это бессмысленно. Так и во всём другом.
Церковь несёт мир
- Недавно Папа Римский сказал, что он в любое время готов встретиться с патриархом Кириллом. Так будет встреча?
- Это очередная медийная сенсация: когда некая давно существующая и в очередной раз повторяемая позиция преподносится как что-то совершенно новое. Позиция остаётся неизменной: встреча патриарха и папы не может пройти просто для галочки. В процессе подготовки этой встречи должны быть сняты вполне определённые вопросы в наших взаимоотношениях. В первую очередь, связанные с позицией католиков на Украине (имеется в виду униатская или греко-католическая церковь. - Ред.). Вместе с тем важно отметить, что в последнее время в Европе православные и католики всё чаще проявляют единую позицию, связанную с угрозами для христианских нравственных и культурных ценностей. Это единство, конечно, не снимает различий в вероучении.
- Уже год Украину потрясают раздор и война. Как там себя в этих условиях чувствует Русская православная церковь?
- Идёт междоусобная война, братоубийственное противостояние, и люди одного народа, одной веры смотрят друг на друга через оружейный прицел. Это трагедия. Украинская православная церковь Московского патриархата, вся Русская православная церковь с первых дней возникшего противостояния заняла миротворческую позицию и все силы прилагает к тому, чтобы как можно скорее наступил мир. Миротворческая позиция Церкви приносит свои плоды. Думаю, сегодня на Украине просто нет другой силы, кроме Церкви, которая может стать реальной основой для улучшения не просто политической обстановки, но для исцеления тяжёлых душевных ран, для исправления разломов, прошедших по семьям, друзьям и братским отношениям.
- Как резкая эскалация отношений с Америкой соотносится с христианским всепрощением?
- Святейший Патриарх в конце ноября прошлого года встречался с новым послом США в России и в ходе встречи говорил о важности миротворческих усилий, о том, что нужно относиться друг к другу с взаимным уважением и доверием. Церковь традиционно прилагает все силы, чтобы, как бы ни складывались политические отношения, были мосты, дающие возможность взаимодействия. Это было во время обострения отношений, например, России и Грузии, когда церковное общение не прерывалось.
- Недавно патриарх сказал, что без подвига нет христианства. А какой подвиг можно совершить в современных условиях, если, дай Бог, нет войны?
- У нас понятие «подвиг» по понятным причинам связано прежде всего с войной. В христианстве слово «подвиг» имеет отношение к другому слову - «подвижник». Общий корень их указывает на необходимость движения. Христианский подвиг - это движение ко Христу. И начаться оно может с простого доброго слова ближнему, с помощи тому, кому сейчас тяжелее, чем тебе.