Крещение Руси: был зверь, а стал человек
29 июля 2014
"Я был зверь, а стал человек", сказал князь Владимир, приняв святое крещение. И это были не красивые слова, а искренняя исповедь одного из первых русских христиан. До этого он убил родного брата, устраивал человеческие жертвоприношения и имел несколько сотен наложниц. Наши далекие предки не находили в этом ничего предосудительного. По меркам языческой Руси все это характеризовало Владимира как храброго воина, ревностного служителя богов и настоящего мужчину.
Иными словами, князь был не выдающимся злодеем, но своим поведением лишь следовал моделям, в той или иной мере принятым и среди подданных. Тем удивительнее изменения, на путь которых встала Русь, приняв веру Христову. Ведь преображение князя Владимира стало началом преображения всего народа его примеру последовали многие поколения людей с того времени до наших дней. И потому слова князя Владимира применимы ко всем народам исторической Руси: "Мы были звери, а стали люди".
В России XXI века не принято держать гаремы и убивать собственных братьев. Такие вещи кажутся нам дикостью, но так ли духовно далеко от нас языческое прошлое, что о нем можно забыть как о страшном сне?
Мы видим, как те личные пороки, которыми был одержим до крещения князь Владимир, - неразборчивость в средствах достижения цели, распутство, - современная поп-культура возводит практически в ранг добродетелей и преподносит их как признаки личного успеха. И многие из нас, увы, принимают эту ложь за правду.
Сейчас на украинской земле, освященной стопами крестителя Руси, братоубийственная ненависть пожинает обильные плоды человеческих страданий. Русская Православная Церковь непрестанно молится о том, чтобы остановить эту междоусобную распрю с признаком возвращающегося в сердца людей зверя, от которого отреклись словом и делом народы исторической Руси, приняв крещение в днепровской купели.
Мы получили в наследство тот христианский фундамент, на котором выросла вся наша культура. Но здание Святой Руси, давшей крещальные обеты, вполне может разрушить человеческое своеволие, стремление к страстям и порокам, к кажущемуся благополучию, которым вполне обладал киевский князь до крещения. И от которого отказался ради Христа.
Крещение нашей земли произошло однажды, но выбор быть человеком или зверем мы делаем в каждый момент своей жизни, общаясь с ближними и дальними, совершая добрые или злые дела. Пусть же этот выбор будет правильным.