Московский Патриархат не переходит границы
2 апреля 2014
Москва, 2 апреля. Председатель Синодального информационного отдела о влиянии политической ситуации в Украине и Крыму на РПЦ
Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда ответил на вопросы обозревателя «НГР» Владислава Мальцева о возможном статусе православных епархий в Крыму и политических высказываниях украинского духовенства.
– Владимир Романович, в одном из интервью вы сообщили, что на экстренном заседании Священного Синода 19 марта статус крымских епархий не обсуждался. Планирует ли руководство РПЦ в ближайшее время принять более определенные решения: оставить епархии в составе Украинской Православной Церкви или выбрать иной вариант административного подчинения, уже вне УПЦ? Возможно ли, например, образование особой митрополии?
– Высшие органы церковной власти обладают полной свободой решения тех или иных задач в рамках, установленных каноническим правом. Как известно, в рассмотрении всех основных церковных вопросов, касающихся Русской Православной Церкви, архиереи и миряне Украины, России и других стран пастырской ответственности Московского Патриархата участвуют на равных основаниях.
– Если крымские епархии останутся в составе УПЦ, уже находясь на территории России, – значит ли это, что границы канонических Церквей в СНГ уже не обязательно привязаны к границам бывших советских республик? Это может стать прецедентом, и могли бы иные епархии (например, Луганская) выйти из состава УПЦ?
– В вашем вопросе «границы» понимаются как международно-правовой термин с определенным содержанием, которому каноническое право не соответствует и не может соответствовать. Поэтому он в данном случае напрямую неприменим.
Церковное служение вообще по определению не привязано жестко ни к каким государственным границам. Термин «границы» упоминается в Уставе Церкви лишь в контексте определения порядка внутрицерковного управления. И границы епархий, как известно, не всегда совпадают даже с внутренним административным делением государства, например в Российской Федерации.
Церковь, определяя территорию своей пастырской ответственности, руководствуется прежде всего традицией и канонами. Понятие «государственная граница» имеет для Церкви значение преимущественно при регистрации общины по местным действующим законам. В этом смысле государственные границы и связанные с ними суверенные права государств имеют значение для Церкви. Но нельзя автоматически переносить на церковную почву такие международно-правовые категории, как «прецедент», «признание», «сецессия», и использовать их для анализа ситуации. Это необоснованно превращает Церкви в устах журналистов в некие государствоподобные образования, притом что российская пресса, как правило, выступает против подобного смешения государственного и церковного. Для анализа церковных дел необходим особенный инструментарий.
[….]
Полный текст интервью читайте на сайте «НГ-Религии»
Интервью подготовил Владислав Мальцев