Ни одного русского святого так не знают в мире, как батюшку Серафима
30 сентября 2014
В начале 2015 года на экраны выходит мультфильм о преподобном Серафиме Саровском. Презентация мультфильма состоялась на VI Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово». О мультфильме «Правмиру» рассказал заместитель председателя Синодального информационного отдела Игорь Мещан.
— Игорь Владимирович, расскажите, пожалуйста, про мультфильм, как возникла мысль о его создании, как все начиналось.
— Идея создания мультфильма о преподобном Серафиме Саровском принадлежит одноименному Фонду. Он был создан в апреле 2005 года, вскоре после проведения торжеств в честь 100-летия прославления преподобного Серафима. Торжества прошли в 2003 году, затем в 2004 году отмечалось 250-летие со дня рождения преподобного, а после этого, та группа людей, которая была вовлечена во все эти торжества — чиновники, бизнесмены, церковные власти и так далее, решили создать фонд, который бы занимался различными проектами, связанными с именем преподобного Серафима.
На каком-то этапе возникла идея сделать миссионерский проект, чтобы о батюшке Серафиме узнали как можно больше людей вне Церкви, как сейчас говорят — «невоцерковленных». Ведь батюшка Серафим — самый известный и почитаемый русский святой во всем мире, даже не только в православных общинах. Ни одного русского святого так не знают в мире, как батюшку. Какое-то время мы размышляли, что это может быть: художественный фильм, документальный фильм или что-то другое?
Если это фильм, то это может быть историческая реконструкция, например, но это очень обязывающая штука. С другой стороны, мы понимаем, что фильм, особенно исторический, который повествует о жизни преподобного Серафима, — нацелен на достаточно узкую, подготовленную аудиторию.
Если это документальный фильм, то фильмов о Дивееве, Сарове и так достаточно много. Потом, если это фильм, то большая часть информации — визуальная, а в выразительных средствах есть определенные ограничения. В общем, от фильма мы очень быстро отказались и пришли к выводу, что лучше сделать мультфильм. В мультфильме изобразительные средства гораздо шире — мультфильм рисованный, созданный, это фантазия, миры и так далее, тем более если тематика — о святом.
Сначала мы хотели сделать мультфильм, максимально приближенный к житию, но весь вопрос был в адаптации самого жития к восприятию современных людей, прежде всего детей. Как мы можем адаптировать житие? Если житие пересказывать — это история в первую очередь для подготовленной аудитории: церковных людей или хотя бы тех, кто в теме.
Все же сначала мы написали житийный сценарий — его делал очень известный человек, обсудили и пришли к выводу, что чисто житийный вариант не проходит. Хотя там тоже был сквозной персонаж и адаптация для детей, но как житие ни адаптируй, чтобы заинтересоваться им полностью, необходимо иметь какую-то подготовку, тем более детям.
Тогда мы пришли к выводу, что надо делать историю, и начали смотреть, какие истории есть на эту тему. Вскоре мы нашли историю, которая связана с батюшкой Серафимом. Ее написал современный автор, который алтарничает в московском храме, в общем, обычный человек, который умеет хорошо писать. Он написал историю девочки Серафимы, которой помогает батюшка Серафим.
Но у книжки была совершенно другая цель: познакомить детей с двунадесятыми праздниками, а преподобный Серафим был как проводник, который показывает и рассказывает обо всем этой девочке. Мы от этого отошли, взяли за основу просто сюжет: историю девочки, которой помогает батюшка Серафим. Нужно было некое движение, ведь история — это не просто пересказ, иллюстрирование даже высокохудожественного жития, в истории есть интрига, драматургия. И мне кажется, что у нас получилось. При этом фонд и студию «КиноАтис», которая является исполнителем в данном проекте, поддержало министерство культуры России.
Наш мультфильм — это история, которая происходит во время Великой Отечественной войны. История девочки Серафимы, дочери священника, которого репрессировали в 37-м году, его храм разрушили и так далее. Тут еще поднимается пласт нашей исторической памяти о новомучениках, который у нас, к сожалению, не слишком широко известен. В церковному кругу — да, а вне — практически не распространяется. Взять тот же Бутовский полигон, например, там захоронено огромное число людей, расстрелянных за веру — священников и так далее, но это мало кому известно в светском секулярном обществе.
— А само житие преподобного Серафима как вплетается?
— Житие там есть, но не полностью. То есть, нет пересказа жития, но есть сюжеты, события, которые взяты из реального жития святого. Мультфильм о преподобном Серафиме Саровском и девочке, которой он помогает — история отношений девочки и святого. И в данном случае это святой, который жил за сто с лишним лет до ее рождения, но реально помогает, реально действует, то есть горний мир приходит в наш. А раз этот горний мир реально существует, значит, он влияет на нашу действительность. И батюшка как один из любимейших русских и мировых святых тут идеально подходит.
— Каково это вообще — снимать мультфильм о святом?
— Это очень сложно. С одной стороны, зависит от сценария, а с другой стороны, ты же создаёшь некую реальность, отчего и возникают сложности. И не только в изобразительном плане. Например, батюшка в мультфильме должен будет говорить, простой вопрос: какой голос у преподобного Серафима? Его же никто не слышал из ныне живущих людей. Понимаете? Это очень непростая тема. Мы сейчас как раз эту проблему решаем, в процессе, так сказать, и надеемся, что преподобный нам поможет ее решить. Есть некие кастинги, отборы, накладывается картинка: подходит голос — не подходит голос. Но конечно, тут нет панацеи, раз мы этим занимаемся, значит, мы пытаемся сделать как мы можем.
— На какую аудиторию рассчитан мультфильм, только дети?
— Мы хотим привлечь максимально широкую аудиторию, чтобы это было интересно и детям, и взрослым, это семейный фильм.
— Сейчас создаётся также мультфильм о преподобном Сергии Радонежском, несколько лет назад был незаконченный мультфильм о равноапостольном Владимире, как вы думаете, есть ли вообще перспективы у такого рода мультфильмов — мультфильмов о святых?
— С моей точки зрения, раз создаются такие вещи, значит, в этом есть некая потребность. Когда мы запускали и начинали создавать радио «Вера», например, а я тоже в этом принимал некоторое участие, то сначала проводились исследования: какой запрос у аудитории. И вы знаете, в первую очередь мы обнаружили, что один из самых больших запросов нашей аудитории — запрос на историю.
Люди хотят знать историю своей страны, своего края, своего города, своей семьи — огромный запрос на историю в самом широком смысле. И раз появляются даже житийные мультфильмы, например, по Сергию Радонежскому, если я не ошибаюсь, то это будет житийный фильм, тем более в рамках 700-летия со дня его рождения, — значит, есть запрос общества на свою историю. И это очень хорошо и важно.
— А новые технологии, в том числе технология 3D, насколько это нужно в данном формате?
— Я считаю, что нужно. Наши дети уже давно не воспринимают, например, черно-белое кино, но мы же этому не удивляемся. Кто-то скажет: «Ну что вы, черно-белое — это же так классно». Вы вспомните, как было: вся фотография была черно-белая, где сейчас такая фотография? Только у художников, ценителей, а все остальное идет цветное. Не потому, что люди не воспринимают, а потому что людей приучили к этому.
Точно также современные технологии производства мультфильмов или 3D — раз дети привыкли мыслить объемно и смотреть какие-то объемные вещи, зачем мы должны им делать черно-белый или плоский мультфильм? Это нормально, это современно, это воспринимается детьми. У нас будет вариант в 3D и в 2D, то есть можно будет по желанию — кто хочет смотрит так, кто хочет — в 2D.
— Когда и где планируется показывать мультфильм?
— Во всех кинотеатрах страны. Это будет полнометражный мультфильм — условно говоря, час двадцать — час тридцать. Кино, которое можно будет посмотреть в кинотеатре, в этом-то и тема, это должно быть максимально широко. Мы не ставим коммерческих целей, но то, что это можно прийти и увидеть — важно появление таких вещей в общественном сознании и в общественном пространстве.
Православие — это не заповедник, не резервация, это жизнь. Как-то раз я поехал с моим сыном Кириллом, которому тогда было лет четырнадцать, в паломническую поездку в Иерусалим. Это была такая узкая группа людей, но людей достаточно состоятельных. И для моего сына это было удивительно, что люди известные и состоявшиеся, а вместе с тем — православные, которые искренне молятся, прикладываются к святыням, встают на колени. Когда у человека часы за несколько тысяч долларов, а он просто стоит на коленях и молится со слезами — это впечатляет, особенно подростка.
Для него это был такой отход от парадигмы, что православный — значит убогий, болящий, неудачник: ну не сложилось в жизни, стал православным, теперь молится и говорит, что так Богу угодно.
А мы должны радоваться, как говорил батюшка Серафим: «Радость моя, Христос воскресе!» Это надо людям донести. У меня есть одна знакомая, которая участвовала в 2003 году в торжествах по случаю 100-летию прославления батюшки Серафима, и к ней в пресс-центр торжеств приехала работать девочка из информагентства.
И вот эта девочка, человек, который всегда жил вне этого контекста, вдруг попадает на 100-летие прославления Серафима Саровского: крестные ходы, толпы людей, огромные торжества. И она говорит: «Я раньше думала, у нас в редакции только Таня одна такая, а тут я приезжаю и вижу, что это целая планета людей, которые по-другому мыслят». И батюшка Серафим, вне всяких сомнений, — одна из самых ярких и известных личностей на этой планете — в истории России и Православия. Поэтому я думаю, Бог даст, все у нас получится.
Сейчас все еще только слеплено и начинается очень важный этап — озвучка, проводятся кастинги, это очень ответственно. А к концу года фильм будет готов полностью, затем уже будет прокат, а там посмотрим. Во всяком случае, я твердо уверен, что создание такого мультфильма — это интересно и правильно.
— Да, очень жаль, что мало таких фильмов.
— С одной стороны, это очень дорогое удовольствие, а с другой — для бизнеса или для фондов за последние 20-30 лет стало естественно вкладывать в стены. Ты построил храм — вот он стоит, а тут другая история. Например, «Правмир» или «Фома» — хорошая статья живет несколько дней, но она может сильно воздействовать на душу человека, и от этого польза огромная. А, допустим, построили храм, и он стоит пустой, если там нет батюшки, нет нормальной приходской жизни. Поэтому почему мало таких проектов? Мы пока поняли, что надо строить храмы, что надо создавать стены, но не поняли, что всё создавать надо в первую очередь в голове.
Как говорилось в «Собачьем сердце»: разруха в головах. Если в голове ты создашь, то построят и храмы, и все восстановят, и все будет хорошо. В первую очередь надо восстанавливать разруху в головах, а потом уже все остальное.
Беседовала: Мария Строганова