Комментарий Синодального информационного отдела в связи с публикацией открытого письма 13 граждан Абхазии к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
5 августа 2013
В июле 2013 года рядом абхазских Интернет-ресурсов было опубликовано открытое письмо к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за подписью тринадцати граждан Абхазии во главе с руководителем Центра стратегических исследований при Президенте Республики О.Н. Даменией. Авторы письма выражают обеспокоенность нерешенностью абхазского церковного вопроса и просят «поддержать стремление православного народа к воссозданию автокефальной церкви в Абхазии».
Русская Православная Церковь активно участвует в миротворческих инициативах и церковном диалоге, направленном на содействие укреплению Православия в Абхазии. Московский Патриархат с сочувствием относится к трудностям церковной жизни православных общин Абхазии и стремится содействовать ее нормализации в рамках канонических норм Святой Православной Церкви, любое нарушение которых может только затруднять и без того сложную церковную ситуацию в республике. Однако статус и компетенция авторов письма не дают им достаточных оснований для обсуждения с Патриархом Московским и всея Руси поставленных ими вопросов.
Насколько известно, православные верующие Абхазии не уполномочивали авторов письма обращаться к Предстоятелю Русской Православной Церкви от их имени. Упомянутый в письме опрос населения Абхазии, каковы бы ни были его реальные цели и результаты, не предусматривал рассмотрения полномочий означенных лиц и наделения их правом говорить от лица абхазского народа. Более того, бросаются в глаза противоречия между позицией авторов письма и мнением подавляющего большинства абхазского духовенства, а также известными высказываниями Президента Абхазии А.З. Анкваба.
Русская Православная Церковь с уважением относится к свободе убеждений каждого человека, равно как и к религиозным традициям абхазского народа. Однако ее вероисповедные нормы не позволяют обсуждать проблемы внутренней организации и жизни Церкви с теми, кто стоит вне Церкви и заведомо не разделяет христианские убеждения. Присутствие среди подписавшихся лиц, не только не участвующих в церковной жизни, но и придерживающихся атеистических взглядов, либо непосредственно вовлеченных в укрепление и распространение нехристианских культов, заставляет усомниться в подлинных целях данного обращения.
Контекст употребления в письме таких общепринятых в православном богословии терминов как «Собор», «автокефальная Церковь», «каноническая организация Церкви», «каноническая территория», «канонические основания», «полнота церковной жизни» – обнаруживает незнакомство авторов с фундаментальными основами православного богословия и канонического права, что также делает дальнейший диалог беспредметным.
Вызывают недоумение разница между указанной в письме датой (12 июля) и датой его публикации (22 июля), предпринятой ранее доставки письма адресату – но зато накануне резонансной встречи Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей в Москве. Такие средства не соответствуют внешне уважительному доброжелательному тону обращения: они обычно используются как рычаг политического давления, что заставляет предположить соответствующую мотивацию авторов обращения.
Остается пожелать, чтобы дальнейшее обсуждение и поиски решения церковного вопроса в Абхазии оставались чуждыми какой-либо политической ангажированности, проходили в духе взаимопонимания и консолидации верующих и духовенства.