Постную печаль сменит духовная весна
22 февраля 2012
27 февраля у православных начинается самый долгий и трудный пост - Великий. Он знаменует собой Пасху Христову, прославляющую воскресение Иисуса Христа. Но до этого светлого события еще 48 дней покаяния, воздержания, молитв. Великий пост - это важнейший и самый древний из многодневных постов. "Пост болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым", - писал святитель Афанасий ВЕЛИКИЙ.
Традиция Великого поста возникла еще в первые годы христианства. Тогда, как правило, крещение проводилось во время Пасхи. А перед этим то великим таинством и постился желающий войти в Христианскую церковь человек. Те же, кто уже являлся частью паствы, ограничивались лишь одной неделей, но постепенно, устыдившись, и они стали примыкать к готовящимся к крещению язычникам.
В эти дни Православная церковь вспоминает самые важные, наверное, недели пребывания Иисуса Христа на земле, но последние перед его искупительной жертвой за все человечество в целом и каждого из нас в отдельности, перед его мученическим распятием на Кресте и последующим чудесным Воскрешением. Потому Великий пост условно делится на четырехдесятницу (напоминание о сорокадневном посте Спасителя в пустыне) и на Страстную седмицу (неделю, отсылающую нас к предательству Иисуса Иудой, его заключению под стражу, Распятию и Воскрешению). Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах.
"Уклоняйся от зла и делай добро" (1 Пет. 3, 11) - эти слова Священного Писания нужно помнить все 48 дней. А каждый день следует спрашивать себя о важном: не огорчил ли ты ближнего своего, не роптал ли на Бога, не таишь ли на кого обиды, злобы, зависти, не гордишься ли мнимыми достоинствами своими, благодаришь ли Господа за все ниспосланное тебе, не владеют ли твоим сердцем суетные земные попечения? Не будет нам пользы от воздержания телесного, если не соединим мы его с воздержанием духовным - от зла и от терзающих страстей.
"Пост - это не древняя диета, цель которой - к концу весны надеть платье, которое тебе не подходило в течение полугода, - говорит председатель Синодального информационного отдела Владимир ЛЕГОЙДА.
- Нет, это особое отношение к состоянию собственной души. Особенное время для того, чтобы стать добрее к людям, побороть в себе грехи. Конечно, не стоит недооценивать значения поста и как воздержания от пищи, увеселений, вредных привычек. Нельзя выиграть Олимпийские игры без соблюдения режима. В духовной жизни также нужна тренировка. Однако не стоит впадать и в другую крайность: говорить, что главное - внутренне быть собранным, а пост можно и не соблюдать. Все связано. Очень важно помнить, что пост - это средство, а не цель. Если средство превращается в цель, значит, подлинная цель не будет достигнута".
Пост - это главным образом духовное путешествие, а цель его - "Праздник из Праздников". Воздержание от еды и развлечений - приготовление к "совершению Пасхи, истинному откpовению". И понимает это каждый, кто испытал хотя бы pаз в жизни ни на что не похожую pадость пасхальной ночи, которая "яpче солнечного дня". Как только мы встyпаем в "светлyю печаль" поста, мы видим далеко-далеко впеpеди конец пyти. И пpедвкушение Пасхи освещает "постнyю печаль", пpевpащает ее в "дyховнyю весну".
"Hе лиши нас упования нашего (надежды нашей), Человеколюбче! " По словам святителя Василия ВЕЛИКОГО, воздержание делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн ЗЛАТОУСТ пишет, что "молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий". Так давайте же и мы приготовимся к молитвам и добрым делам.
Автор: Юлия Тутина.
Источник: Аргументы и факты # Москва.