Владимир Легойда: решен ряд проблем церковно-государственных отношений
1 февраля 2012
Три года назад состоялась интронизация патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Как изменилась за эти годы жизнь Русской православной церкви, ее взаимодействие с обществом и властью, особенно в период выборов, какие приоритеты в будущем ставит перед собою Священноначалие - на эти и другие вопросы ответил глава Синодального Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда в интервью руководителю группы "Новости религии" РИА Новости Ольге Липич.
- Владимир Романович, каковы основные итоги трех лет, прошедших со дня интронизации патриарха Кирилла, особенно в таких общественно значимых областях как социальное служение Церкви, образование?
- Мне представляется, что за эти три года многое изменилось в жизни не только Церкви, но и общества. Все наше общество, и Церковь в том числе, столкнулись с огромным количеством вызовов, которых раньше не было. И поскольку Русская православная церковь - это не Церковь Российской Федерации, то ее касаются изменения, которые происходят во многих странах.
Всегда сложно говорить о каких-то итогах церковной жизни. Основная жизнь Церкви - это внутренняя жизнь человека. Любые социологические данные на этот счет очень приблизительны, потому что отношения человека и Бога описываются в категориях, которые чаще всего измерить просто невозможно. Содержание внутренней жизни - это не уход от ответа, а главная цель, которая у Церкви была всегда. Если это не принимать в расчет, попытка рассуждать о Церкви в ряду других социальных институтов бессмысленна и контрпродуктивна, в первую очередь, с точки зрения оценки реальной роли Церкви в обществе.
При этом, конечно, есть вещи, о которых нужно сказать и которые проще поддаются оценке и подсчетам.
Если брать взаимодействие Церкви и общества, то я бы отметил, в первую очередь, социальные инициативы Церкви и существенное увеличение масштабов ее социального служения. Подтверждение тому - прямые договоры о взаимодействии с рядом министерств и ведомств (Минздравсоцразвития, МЧС). Результатом их стали более широкие возможности для Церкви по оказанию помощи в чрезвычайных и любых сложных ситуациях, присутствие священников в больничных учреждениях.
Знаю, что раздавалась и критика в адрес этих соглашений. Но всем, в том числе и критикам, нужно понять: в результате этого взаимодействия священникам стало проще попасть в больницы - к десяткам тысяч людей, которые их ждут. Стало проще оказывать помощь в экстремальных ситуациях - группы священников проходят специальную подготовку в МЧС, а специалисты МЧС имеют возможность общения с пастырем.
Важным системным моментом стало направление Святейшим патриархом в начале прошлого года руководству страны комплекса предложений по поддержке семьи и изменению демографической ситуации. Можно с удовлетворением отметить, что ряд этих предложений в результате нашего дальнейшего взаимодействия с законодательной властью, с профильным министерством и общественными организациями был реализован в законе "Об охране здоровья граждан". Это и так называемая "неделя тишины", и право врача на уведомительный отказ от совершения аборта, и целый ряд других мер, которые по договоренности с Минздравсоцразвития уже реализованы или будут реализованы в подзаконных актах и инструкциях самого Минздрава. В первую очередь это касается противодействия совершению абортов и поддержания семей.
Конечно, не все предложения Церкви были приняты. Большую озабоченность вызывает ситуация с суррогатным материнством. Тем не менее, мы настроены на продолжение конструктивного диалога.
Кроме того, в самой Церкви реализуется большое количество инициатив социального плана - помощь многодетным семьям, матерям-одиночкам, сиротам, бездомным. Не только в Москве, но и в других епархиях сегодня женщина, готовая отказаться от аборта, может получить поддержку и материальную помощь.
Социальное служение сегодня приобрело большие масштабы. Расширяется система волонтерства. В Москве при профильном отделе Церкви (по социальному служению и благотворительности) каждое воскресенье число волонтеров увеличивается на 10 человек. Я считаю, что это очень показательно и важно. Здесь каждый человек оказывает помощь другим и лично, нравственно развивается.
Другим важнейшим направлением взаимодействия Церкви и общества является образовательная сфера. Недавние Международные Рождественские образовательные чтения обозначили серьезность существующих здесь проблем и наличие нерешенных вопросов. Но есть и очень положительные изменения.
Принципиальным является то, что инициатива по преподаванию курса "Основ религиозных культур и светской этики", которая началась в некоторых российских регионах как эксперимент, прошла апробацию - и сейчас, с 2012 года этот предмет будет преподаваться во всех школах. Некоторые подвижки в этом направлении есть и в других странах на территории исторической Руси, в частности, на Украине.
- А что нового, на Ваш взгляд, в сфере церковно-государственных отношений? Почему в общественной дискуссии Церковь нередко обвиняют в слиянии с властью?
- В сфере церковно-государственных отношений, подводя итог трех лет, можно сказать, что мы вывели целый ряд тем из проблемного поля. В первую очередь, это касается уже упомянутой сферы образования, вопросов присутствия священников в армии и возвращения религиозным организациям имущества религиозного назначения. Эти вопросы долгое время обсуждались, - и были разрешены так образом, что решения являются консенсусными и устраивают всех.
Конечно, взаимодействие Церкви и государства касается не только этих трех тем. Безусловно, большая работа ведется в законодательном направлении. Огромную работу в этом вопросе осуществляет Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.
Мне кажется, отношения Церкви и государства можно охарактеризовать как партнерские, отношения соработничества. Это не значит, что в этих отношениях нет проблем, что не критикуются те или иные меры, на которые идут чиновники время от времени, но это значит, что есть рабочее взаимодействие, без диктата, без давления. И это ответ тем, кто пытается говорить о слиянии Церкви и государства. Люди, которые так говорят, в принципе не понимают характера церковно-государственных взаимоотношений сегодня.
В очередной раз могу повторить, что Церковь абсолютно свободна в определении внутрицерковной жизни, она имеет возможность говорить то, что считает нужным, в том числе, когда это касается ситуации в обществе, его нравственного состояния. Как официальные представители Церкви, так и простые священники высказывают оценку текущей церковно-политической ситуации в стране.
- В период думских и президентских выборов любые высказывания патриарха и других священнослужителей на политическую тему приобретают особый общественный резонанс. В Татьянин день в университетском храме Его Святейшество обратился к студентам фактически с призывом остерегаться революционных действий, "вовлечения в борьбу", кровопролития "во имя лжеидеалов". Не означает ли это предостережения молодежи от участия в оппозиционных митингах и косвенной поддержки "Единой России"? Едино ли мнение Церкви о возможности влияния ее служителей на политику?
- Все, что говорится Святейшим патриархом и фиксируется в официальных документах Церкви, говорится прямо, и здесь нет необходимости что-то недоговаривать, действовать намеками.
Если священник не может (за исключением отдельно оговоренного случая) избираться в законодательные органы власти или, например, быть кандидатом в президенты, об этом говорится прямо.
Митинги сегодня проводятся очень разные: как "за", так и "против". И обращаясь ко всем - участвующим или не участвующим в самых разных митингах - Святейший патриарх говорит о том, о чем говорил и раньше, - что любая революция губительна для России, что лимит на разделения исчерпан. Предстоятель Церкви всегда говорит как пастырь, а не поддерживает ту или иную партию. И когда его слова пытаются подвести под конкретную политическую позицию - это выглядит весьма странно.
- Насколько существенны такие внутрицерковные изменения последних лет, как создание Межсоборного присутствия, учреждение новых епархий РПЦ? Почему столько внимания уделяется строительству 200 новых храмов в столице?
- Конечно, появление Межсоборного присутствия придало внутрицерковным дискуссиям и внутрицерковному диалогу новое качественное измерение. Это - Поместный собор в миниатюре, причем постоянно работающий. О качестве работы Межсоборного присутствия свидетельствует тот факт, что большинство документов Архиерейского Собора 2011 года были подготовлены именно этим коллегиальным органом. Проекты всех документов, которые готовит присутствие, проходят в обязательном порядке общецерковную и общественную дискуссию, и все отзывы потом тщательно изучаются.
Главный процесс, который сейчас идет, - это создание новых епархий. Это новый импульс для дальнейшего развития Церкви, направленный на приближение архиерея к человеку, священнослужителя к пастве, на выполнение священнослужителем своей главной задачи - попечения о душе человека.
Одной из важнейших программ в Москве является программа по строительству 200 храмов. Цифра несколько условная. Это минимум миниморум. В Москве людей крещеных - в целом 32 тысячи на один храм, а в некоторых районах эта цифра достигает 100 тысяч. Такое количество храмов по отношению к численности населения - один из самых низких показателей по России. Понятно, что для Москвы, которую всегда именовали городом "сорока сороков", эта ситуация неестественна и недопустима. Имеющиеся в столице храмы уже переполнены.
Главное - необходимого пастырского внимания человеку при таком количестве прихожан ни один даже опытный священник уделить не в состоянии. Когда к священнику на исповедь стоит очередь в несколько сот человек... Все это осложняет пастырское служение, которое и должно приводить к изменению человека, улучшению нравственного климата в обществе.
Строительство храмов преобразит спальные районы и эстетически. Современный человек будет иметь возможность вырваться из потока суеты, метро, машин, супермаркетов, бессмыслицы. Храм - как небо на земле, место неизменно доброго отношения к приходящему, где каждого встретят с любовью, где человек сможет, если хочет - помолчать, если хочет - поговорить.
Кроме того, храм - это место, где молодежь может проводить свой досуг, где должны находить помощь пожилые, больные, бездомные. Поэтому сегодня обязательно наличие в каждом приходе социального работника, специалиста по работе с молодежью, катехизаторов. И очень важно, чтобы прихожане имели возможность оказывать помощь нуждающимся в своем районе.
- С чем Вы связываете возросший интерес к Церкви со стороны СМИ в последние годы, который естественно способствует появлению не только положительных, но и критических материалов?
- Изменения в медийной среде, в первую очередь, связаны с личностью самого патриарха, пастырское слово которого всегда очень ярко, актуально и не оставляет никого равнодушным.
Нельзя не заметить возросший интерес к Церкви - но в то же время нельзя не чувствовать и возросшего давления со стороны СМИ. Мне кажется, что во многом это давление связано с активизацией позиции Церкви.
Конечно, встречается справедливая критика, которая всегда принимается нами с благодарностью. Но бывает и публицистика, которая носит характер прямого противостояния самому факту присутствия Церкви в нашей жизни. При такой позиции - "ваше дело - кадилом махать" - любой выход представителя Церкви за церковную ограду воспринимается как покушение на светское общество. Такую позицию принять сложно, ведь она предлагает верующим быть верующими только в храме. Но вера призвана определять все поступки верующего человека, так как является основой его мировоззрения.
Кроме того, неконструктивная критика Церкви обычно направлена в адрес духовенства, тогда как Церковь - это и миряне. Как отметил во время встречи представителей Русской православной церкви с президентом Медведевым на выставке-форуме "Православная Русь" 5 ноября 2011 года телеведущий, автор программы "Умники и Умницы", профессор МГИМО Юрий Вяземский: когда оскорбляют Церковь, оскорбляют всех верующих и оскорбляют меня.
- Какие направления развития Церкви в будущем приоритетны для Священноначалия? И какова, на Ваш взгляд, динамика духовно-нравственного состояния людей на пространстве исторической Руси?
- Программа патриаршества очень ярко прозвучала во время интронизации Святейшего патриарха три года назад. Это - забота о единстве Церкви, попечение о молодежи, внимание к обществу. Очень многое уже было начато и получит продолжение в ближайшее время. Это, конечно, и тема образования. В связи с переводом преподавания основ религиозных культур и светской этики на общероссийский уровень нам предстоит много усилий. Значительное внимание будет уделяться новым епархиям. Предполагается большая информационная работа, внимание к церковным медийным ресурсам.
Если же говорить о сложности измерения религиозной жизни, можно вспомнить недавнее событие, очень показательное, в том числе, и в плане высокого внимания к нему светских медийных ресурсов, - принесение в города России Пояса Богородицы с Афона, которому за месяц поклонилось более трех миллионов человек.
Тогда было много попыток критиков оценить религиозность стоявших в многочасовой очереди к Поясу... Но такие попытки нечестны. Невозможно дать оценку вере другого человека, потому что отношения человека и Бога являются тайной. Человек мог встать в конец очереди одним, а выйти - другим. Подобные оценщики берут на себя функции Бога.
У Пояса стояла вся православная Россия. Никакое другое событие - ни политический митинг, ни спортивный матч - собрать такое количество людей сегодня неспособно.
Православная традиция требует подвига, движения души - и это само по себе является ценностью.
Источник: РИА Новости
Автор фото: Владимир Вяткин (РИА Новости).