Надо создать людям возможность участия в жизни Церкви
16 апреля 2012
Москва, 13 апреля – Предлагаем ответы управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия на наиболее интересные вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.
1. Здравствуйте! Для Вас не секрет, наверное, что в настоящее время на приходах остро не хватает юридически и "бухгалтерски" подкованных людей в церковной области. К таким людям отношусь и я, будучи работником храма. Выписывал один журнал 2 года, смотрел статьи в интернете (в т.ч. и на сайте "Патриархии.ру"), но, к сожалению, пробел в знаниях не исчерпался. А желание научиться осталось. В связи с этим, у меня вопрос-просьба: "Уместно ли издание книги/создание сайта - помощницы/ка казначеям (которые не могут приехать на юридические семинары и проч.) отдаленных от Москвы храмов?" Может быть, некий интернет-форум или что-то похожее на раздел "Вопрос-ответ".
Константин, Московская область
Вы затрагиваете острую проблему, о которой не раз говорил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Церковь нуждается в верующих воцерковленных людях, уже имеющих базовое юридическое или экономическое образование и опыт работы в соответствующих областях. Решая финансовые и юридические вопросы, такие специалисты призваны стать квалифицированными помощниками духовенству в частности и приходам в целом. Однако в условиях быстро меняющегося законодательства создание одного большого труда, специальной книги видится не столь целесообразным, как это может показаться на первый взгляд. Намного эффективнее проводить разъяснительные встречи, обучающие семинары. Что юридическая и финансовая службы Московской Патриархии регулярно делают. К сожалению, стать участниками этих мероприятий могут не все, поэтому по итогам таких встреч в Журнале Московской Патриархии и на Официальном сайте Московского Патриархата публикуются вопросы-ответы сотрудников Патриархии.
Согласен, что подобная информация должна появляться чаще. Более того, необязательно собирать людей в Москве на консультацию, необходимо активнее использовать информационно-коммуникационные технологии: устраивать интернет-конференции, вебинары. В то же время считаю важным получение церковными тружениками фундаментального образования – юридического, экономического. И уже этот багаж знаний нужно применять в приходской и епархиальной практике и адаптировать его под реалии жизни Церкви.
2. Владыко, благословите! Мой вопрос: намерена ли Русская Православная Церковь добиваться от правительства возможности сохранения альтернативы в виде паспорта вводимым УЭК. Думаю, этот вопрос тревожит многих. Спаси Вас Господь!
Татьяна Яковлевна Хайкина, г. Мичуринск Тамбовской области
Русская Православная Церковь обеспокоена темой, связанной с электронной идентификацией личности, и выстраивает диалог с государством в том ключе, что в обществе должна быть альтернатива электронным средствам контроля. Людей необходимо наделить правами по использованию традиционных, привычных способов своей идентификации. Более того, отсутствие электронных средств не может стать поводом к отказу в получении от государства социальных или иных благ.
Напомню, что еще в 2000 году в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» Юбилейный Архиерейский Собор в разделе «Гражданские и политические права» обозначил свою позицию: «Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия.
Ещё более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею».
Эту позицию подтвердил и Архиерейский Собор 2011 года: «В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ» (ст.45 Определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»).
3. Ваше Высокопреосвященство! Сейчас в Русской Православной Церкви, идет политика по разделению больших епархий на маленькие, и создание во главе их митрополий, в связи с этим у меня такой вопрос - коснется ли это всех регионов, или же только крупных областей. Спасибо.
Алексей, г.Ижевск
Создание новых епархий уже давно назрело в Русской Православной Церкви. Образовывая новые епархии, Святейший Патриарх и Священный Синод в первую очередь заботятся об активизации церковной деятельности по всем основным направлениям: миссионерской работе, социальному служению, привлечению в храмы молодежи и просветительской деятельности. Правящим архиереям необходимо не понаслышке знать, что происходит в благочиниях и на каждом отдельном приходе. Владыка должен иметь реальную возможность ежегодно посещать все приходы своей епархии, общаться со всеми священнослужителями и своей паствой. Это будет исполнением слов Спасителя о Пастыре добром (Ин. 10, 11-15), заботящимся и знающем своих пасомых по имени.
При учреждении новых епархий Священный Синод рассматривает целесообразность этого шага. Например, если в епархии большое количество приходов, одному архиерею затруднительно ей управлять на должном уровне. Если посмотреть на территории епархий Сибири и Дальнего Востока, то мы увидим несоответствие количества храмов с масштабами регионов. В ходе своих поездок в 2010 и 2011 годах на Дальний Восток я отметил, что в некоторых епархиях этой части России, к сожалению, иногда количество сектантских общин нередко больше, чем православных приходов. Значит, у епархиального архиерея одного региона уже не дотягиваются руки до отдаленных мест. Чем дальше от центра, тем, естественно, меньше активность, рост индифферентных настроений. Последние синодальные изменения направлены на то, чтобы подобные центры церковной активности были даже в самых отдаленных точках канонической ответственности Русской Православной Церкви.
Также Священноначалие обращает внимание на инициативу самого Преосвященного владыки по образованию новых церковных округов в его регионе.
4. Какому святому молиться при переломе кисти руки?
Валентина, г.Москва
При переломе кисти руки, как и при других физических недугах, нам, православным христианам, следует обращаться за помощью к Господу нашему Иисусу Христу. Однако, действительно, в православной традиции существует обычай молитвенного воззвания к тем угодникам Божиим, которые имели в земной жизни схожую с нашей скорбью ситуацию. Вот почему Вы можете помолиться святому Иоанну Дамаскину. Как известно из жития, у него была отрублена правая рука, а Пресвятая Богородица исцелила святого. Церковь запечатлела это чудо в иконографическом образе Богоматери «Троеручица».
Но четкой градации по «ответственности» святых за те или иные болезни в церковной традиции не существует. Хотя мне доводилось видеть сборники молитв конкретным святым от всевозможных болезней. Доходит порой до комичного: в таких книгах наряду с каноническими молитвами помешают заговоры и тому подобное. Лучше подобными изданиями не пользоваться.
Помимо этого на помощь можно призывать тех святых, которые в земной жизни были врачами. В чине елеосвящения (соборования) упоминаются великомученик и целитель Пантелеимон, бессребреники Косма и Дамиан, святые Кир и Иоанн, святые Ермолай, Сампсон, Диомид, Фотий и Аникита.
5. Владыка, как Вам удается совмещать управление столь далекой кафедрой и послушание в Управлении делами Московской Патриархии? Насколько это нелегко и где Вы чаще бываете – в Москве или Саранске?
Иван, г.Москва
Это удается только силой Божией. Удаленно управлять епархией сложно и, в общем-то, невозможно. Но Господь мне послал хороших помощников, которые в мое отсутствие в Мордовии продолжают начатые мной дела. Опять же, мы стараемся максимально использовать современные средства связи. Большую часть времени теперь я провожу в Первопрестольном граде, но даже если меня нет в Саранске, я «держу руку на пульсе»: звоню в епархию (или мне звонят), обмениваюсь электронными письмами, слежу за ситуацией посредством интернета. Все-таки Мордовия – не очень дальний от Москвы регион, поэтому я стараюсь приезжать в свою митрополию как можно чаще.
6. Владыка Варсонофий, Вы — управляющий делами Московского Патриархата. Какие такие важные дела бывают у Патриарха, и которые из них он перекладывает на Вас? И вообще, что это значит — «управлять делами»? Какие решения Вам приходится ежедневно принимать в рамках Вашей работы?
Лика, г. Электросталь
Я выполняю различные поручения Патриарха, касающиеся епархиальной жизни – это встречи и беседы с архиереями, посещение епархий, рассматриваем проекты создания кафедральных соборов епархий. Кроме того, мы разрабатываем программы по участию Церкви в социальной, просветительской, информационной, культурной, молодежной деятельности регионов. Управление делами изучает опыт епархий и по результатам этого анализа создает различные рекомендации. Мы оказываем епархиальным управлениям консультативную помощь, знакомим их с успешными практиками. Все это делается нами для того, чтобы Церковь не замыкалась в границах приходов, чтобы проповедь не ограничивалась храмовым пространством, но чтобы люди узнавали о Православии, воцерковлялись.
Помимо этого во исполнение поручения Архиерейского Собора 2011 года в настоящее время Управлением делами на основании предложений епархий готовит план-график увеличения количества храмов в регионах. Вообще же, деятельность нашего синодального ведомства осуществляется согласно Уставу Русской Православной Церкви и принятому Священным Синодом в марте 2010 года Положении об Управлении делами Московской Патриархии. Среди основных направлений работы следует выделить координацию жизни епархий и синодальных учреждений, организацию визитов Святейшего Патриарха, подготовку его встреч с архиереями, представителями гражданской власти.
К нам ежедневно поступает большое количество писем от епархиальных архиереев, монастырей, различных государственных организаций, от верующих. По благословению Патриарха мы обязуемся дать ответ заявителям в установленные сроки. Помимо этого, поскольку управляющий делами Московской Патриархии является секретарем и постоянным членом Священного Синода, Управление готовит журналы заседаний Синода.
В настоящее время Управление делами Московской Патриархии организационно состоит из секретариата и контрольно-аналитической службы. Реформирование состоялось в июле 2010 года и связано со стремлением улучшить качество и повысить оперативность работы нашего учреждения.
7. Владыка Варсонофий, здравствуйте! В июне 2011 года, в рамках торжеств по случаю 20-летия образования Саранской епархии Патриарх Кирилл отметил, что «Мордовия на первом месте в Русской Православной Церкви по соотношению количества приходов к количеству населения», и сердечно благодарил Вас за это чудо. Пожалуйста, расскажите, как Вам удалось добиться таких результатов? В чем секрет? Ведь епархий в России много, и все вроде не бездельничают – постоянно делают что-то, стараются. Как Вашей епархии (ныне митрополии) удалось оказаться первой и добиться признания из уст самого Святейшего?
Елена, г.Москва
Наш успех – это усилия многих людей, как в Мордовии, так и за ее пределами. До революции 1917 года в пределах Мордовии, к примеру, было около 600 храмов на 1 млн 400 тысяч человек. Ныне в Мордовской митрополии на 833 тысячи человек (из них 53,2% – русские, 39,9% – мордвины, 5,2% – татары) приходится более 345 храмов. Надеюсь, что с открытием двух новых епархий на территории Мордовской республики, нам удастся увеличить количество храмов. А секрет обилия церквей в нашем относительно небольшом регионе – набожность и трудолюбие, свойственные мордовскому народу. Правящему архиерею лишь оставалось эти качества обратить в правильное русло.
Когда я объезжаю епархию и вижу, что в некоторых селах нет церквей или стоят они в руинах, то вызываю по этому вопросу благочинного. Нередко мне отвечают «А у нас нет возможности». Тогда мы помогаем, предоставляем им эту возможность: собираем в селе людей, спрашиваем о том, нужен ли им храм. На моей памяти не было случая, когда село выступило против этой инициативы. Вот почему меня удивляет реакция жителей спальных городов крупных городов, акции против строительства церквей. Быть может, это всего лишь небольшая, но очень громко выступающая группа людей создает негативный фон, а большинство возведение храма поддерживает, ведь храм – это украшение любого места.
Невозможно себе представить, как бы без церквей выглядели наши города и поселения. Некоторые противники говорят: «Зачем вы столько строите так много церквей?!» Вот когда в Саранске создавался кафедральный собор во имя святого Феодора Ушакова, то противников тоже было немало. Но после окончания возведения этого величественного храма весь Саранск преобразился. Теперь всех приезжающих к нам гостей в первую очередь приводят в собор. А прихожан прибавилось, несмотря на то, что есть и другие храмы рядом с собором. Но ведь и в тех церквях людей не уменьшилось.
Я поставил задачу построить в каждом населенном пункте православный храм, чтобы люди далеко не ездили на богослужение. Когда ставишь перед собой такую цель, она с помощью Божией и реализуется. В возведении церквей епархии большую поддержку оказывает глава республики Николай Иванович Меркушкин, который во время упомянутого Вами визита «за большое внимание к нуждам Церкви в Мордовии» был удостоен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом высокой награды – ордена святого благоверного князя Даниила Московского (I степени). Николай Иванович дал пример всем мордовским руководителям, создав очень красивый храм в своем родном селе. Как известно, от начальства стараются не отставать и подчиненные, поэтому у нас много церквей в селах появилось благодаря выходцам из этих мест, ныне занимающих государственные и иные посты.
К сожалению, есть некоторые архиереи, ожидающие «воли народа»… Я считаю, что надо людям создать возможность участия в церковной жизни. Если мы предоставим пастве возможность ходить в храм чаще, тогда и воля проснется. Когда церковь в шаговой доступности – удобнее и спасаться.
8. Владыка, в Вашей биографии указано, что Вы стали алтарником сразу по возвращении из армии. То есть фактически Ваш длинный путь церковного служения начался непосредственно после двухлетний службы в группе советских войск в Германии. Скажите: повлияли ли эти два года военной службы на Ваш последующий выбор духовного (в частности, монашеского) пути? И пригодился ли Вам Ваш военный опыт впоследствии в делах церковных (к примеру, когда обсуждался вопрос повсеместного введения капелланов в российские войска)?
Мария, г.Москва
Выбор моего духовного пути как священника и монаха созревал задолго до службы в армии. Будучи верующим человеком, я постоянно сталкивался с разными препятствиями в своей жизни: несколько раз пытался устроиться на светскую работу, но как только становилось известно, что я верующий, двери тут же закрывались. Помню, когда пошел по совету соседа на пластмассовый завод в Сызрани, то в общежитии меня поселить отказались, мотивировав это словами: «Нам верующие здесь не нужны». Подобные препятствия еще более убедили меня в том, что только в Церкви верующий человек может себя реализовать во всей полноте. В Советской армии верующему человеку служить было непросто, но именно здесь я научился принимать самостоятельные решения. Армия помогла мне воспитать силу воли.
На выбор же мною монашеского пути повлиял известный тогда духовник игумен Модест (Кожевников), служивший он в городе Сердобске Пензенской области. На его примере, а он, несмотря на монашество, был человеком очень жизнерадостным (эту черту, кстати, от него я постарался перенять), я понял, что только монашествующий может всю свою жизнь посвятить служению Господу Богу и Святой Церкви.
9. Владыка, вот у нас даже московские «аборигены» не всегда понимают, что в храме творится, когда служба на церковно-славянском идет. А в Мордовии, насколько мне известно, существует три официальных языка: русский, эрзянский, мокшанский. Каково народам мокша и эрзя воспринимать православное богослужение? И не накладывает ли наличие разных народов некие особенности на Православие в Мордовии, не вносит ли какие-то этнические нотки, поверья, местный колорит?
Ольга, г.Москва
Мордовский народ от природы очень религиозный, поэтому после принятия им Православия церковнославянский язык богослужения настолько глубоко вошел в сознание верующих людей, что даже попытки нашего духовенства совершать богослужение в мордовских деревнях на национальном языке не увенчались успехом. Это и понятно, ведь церковнославянский язык очень богатый, красивый, и совершать богослужение на разговорном языке – русском или ином другом – у людей нет никакого желания. Другое дело проповедь и личная беседа священника на исповеди или в быту. У нас в мордовских селах такая практика широко распространена. Это нравится и народу, и священникам. Поэтому я стараюсь в мордовские села назначать священников-мордвинов.
Несколько лет назад по инициативе Саранской епархии Российское Библейское общество перевело Евангелие на мокшанский и эрзянский языки. Но значительная часть слов богословского характера, к сожалению, не совсем понятна людям. Не находя эквивалента терминам в мордовском языке, переводчики брали их из финского, который несмотря на то, что принадлежит к одной с мордвой финно-угорской группе, является языком иностранным.
Что касается вопроса об этнических нотках в Православии Мордовии, то они сохранились во многих поселениях и в основном связаны с погребальными обрядами.
10. 23 марта 2012 состоялось заседание Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. В ходе него Вы рассказывали о грантовом конкурсе «Православная инициатива»… Каковы плоды этого конкурса? Каков его потенциал? Чем будет отличаться конкурс в этом году от всех прошлых?
О.Ю., г.Москва
Этот конкурс позволяет православным людям, реализовать какую-либо свою идею, помогает ее оформить в нечто системное и структурное, дает возможность получить навыки проектной деятельности, освоить методы привлечения спонсорской поддержки своим проектам. Ни для кого не секрет, что церковные организации нередко существуют за счет благотворительных ресурсов. В настоящее время доля тех, кто способен преумножить полученные от благодетелей таланты, крайне мала. А ведь к умению вести свое хозяйство рачительно нас призывает Сам Господь (см. Мф. 25, 15-31). В противном случаем мы получим осуждение – грешно быть иждивенцем и зарывать сокровище в землю.
Грантовая поддержка нацелена на созидание в церковной среде партнерских отношений с представителями власти, общества, предпринимательства. Так, мы придумываем нечто, его описываем, излагаем ожидаемый результат, доказываем рентабельность, ищем ресурсы для реализации и, когда находим, – получаем финансовую поддержку. Пройдя эти этапы, мы научаемся выстраивать взаимодействие с совершенно разными структурами, организациями, предприятиями, объединениями. Мы ищем единомышленников, мы заряжаем их своей идеей, а, значит, привлекаем к церковным инициативам тех, кто, может быть, и не был против Церкви, но был индифферентен к Православию. Через наше делание к евангельским идеалам приобщаются сторонние люди. Это ли не задача каждого христианина?
Уже во втором этапе 2011 года конкурс претерпел значительные изменения. Так, в каждой епархии был назначен специальный человек – координатор, который проводил консультации, собирал заявки, помогал их оформлять. В результате доля церковных организаций в списке победителей составила 42%. В нынешнем году планируется ввести новую систему подачи заявок, облегчив условия заполнения первичных анкет участников. Кроме того, продолжится реформирование экспертного совета, который отбирает победителей. На мартовском заседании Координационного комитета также было принято решение открыть в рамках грантового конкурса архитектурное направление, в том числе с участием молодых архитекторов.
Обо всех нововведениях вы можете узнать на сайте самого конкурса pravkonkurs.ru, на Официальном сайте Русской Православной Церкви «Патриархия.ру» и в Исполнительной дирекции по телефону 781-6330. Ну, а познакомиться с проектами-победителями, пообщаться с теми, кто их создал, проконсультироваться со специалистами или присмотреть для своей епархии модельный проект можно на сайте nachinanie.org.