Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИМосковского Патриархата

На главнуюЭлектронная почтаRSS

Задача епархиальных пресс-служб — формировать собственную повестку дня

Задача епархиальных пресс-служб — формировать собственную повестку дня

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге прошли курсы повышения квалификации, которые проводил для сотрудников пресс-служб епархий Северо-Запада России Синодальный информационный отдел. О назначении данного мероприятия ИА «Вода живая» рассказал председатель СИНФО Владимир Легойда.

Современное информационное поле и в технологическом, и в смысловом планах развивается стремительно. Тезис о постоянной учебе перестал быть красивой фразой. Специалист-информационщик, как и специалист в любой другой сфере, должен учиться постоянно, иначе он просто отстанет от жизни.
 
Курсы повышения квалификации проходили и раньше, но не так системно и не в таком масштабе. У Синодального информационного отдела есть поручения Архиерейского собора о проведении курсов во всех епархиях Русской Православной Церкви. Это крайне необходимо для создания единого информационного пространства, повышения эффективности его функционирования.
 
У нас был опыт проведения международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Но, во-первых, он проходит только один раз в два года. Во-вторых, фестиваль — в большей степени место, где обмениваются опытом, тренинговая же часть должна быть представлена в виде отдельной программы курсов. Мы решили, что не стоит собирать одновременно представителей всех епархий, а следует вести занятия в более мелких группах. Для информационного отдела крайне важно увидеть наших коллег на местах не с экрана компьютера, а лично.
 
По опыту работы нашего отдела могу сказать, что для информационной работы сегодня нужны аналитики, способные работать с большими объемами информации, делать качественный анализ. Поэтому мы, общаясь с информационными подразделениями епархий, сосредотачиваемся как раз на этом направлении.
 
Церковный PR, конечно, не предполагает использования «черных» манипулятивных технологий. А вот законы классического PR-а надо знать. И вот почему. Существует пространство традиционных и пространство нетрадиционных медиа. Эти пространства живут по своим законам. И чтобы нам быть адекватными сегодняшней ситуации, надо эти законы знать. Если мы идем против законов, то вредим сами себе. Например, мы можем разослать пресс-релиз об открытии церковного детского дома. А можем тщательно скрывать этот факт. Но тогда не следует удивляться, что завтра в «желтой» прессе появится (отчасти спровоцированная нашим молчанием!) публикация о том, что в этом детском, например, доме морят голодом детей. Манипуляции возникают, когда мы не даем информации о своей деятельности. Задача церковных информационных структур — рассказывать о том, что происходит на самом деле. Для того чтобы изучить какую-то традицию, ты должен ее узнать изнутри. Ты можешь не соглашаться с ее вероучением, но — чтобы не соглашаться, нужно узнать то, с чем ты не соглашаешься. Точно так же и светский журналист должен узнавать о жизни Церкви именно от церковной информационной структуры.

Репутация Церкви и церковная истина — разные вещи. Репутация может пострадать, а истина — нет. Это в свое время замечательно сформулировал блаженный Августин. Резюмируя полемику с донатистами (раскольники, последователи Доната, утверждавшие, что священники, которые во время гонений выдавали священные сосуды, тем самым перестали быть священниками и не могли более совершать Таинства), он писал, что поведение священников влияет на авторитет Церкви, но не может влиять на ее истину. Истина Церкви установлена Христом и не может быть поколеблена никакими человеческими грехами.
 
Сейчас к такой составляющей медиаобраза Церкви, как фольклорность, добавилась составляющая скандальности. И чем больше мы вовлекаемся в полемику, тем меньше у нас возможностей формировать собственную повестку дня. А именно это и является наиболее адекватной формой присутствия Церкви в информационном пространстве.


Подготовил Тимур Щукин

Источник: "Вода Живая".