Заявление Совета православных общественных объединений
16 марта 2012
16 марта 2012 года состоялось внеочередное заседание Совета православных общественных объединений при Отделе Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Совет принял следующее заявление:
Мы, руководители и представители православных общественных объединений, имеем разные взгляды на многие аспекты политической, общественной и внутрицерковной жизни. Кого-то из нас называют консерваторами, кого-то – либералами.
Но мы едины в осуждении наглой антихристианской выходки в Храме Христа Спасителя 21 февраля. Едины мы и в том, что считаем эту «акцию» преступлением, которое должно быть осуждено по всей строгости закона. Было не только поругано имя Божие, поставленное в один ряд с бранными словами. Был не только обруган нецензурным словом Святейший Патриарх, Предстоятель многомиллионной Церкви. Были не только оскорблены прихожане, которые якобы «ползут на поклоны». Был осквернен храм, построенный в память воинов 1812 года. Были поруганы Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, находящиеся в алтаре, стоя спиной к которому, кощунницы кричали богохульства и устраивали бесовские пляски. Совершено осквернение почитаемого верующими места, оскорбление людей по признаку принадлежности к прихожанам, разжигание розни и ненависти на религиозной почве - между верующими и неверующими. Надеемся, что государство даст должную оценку этим фактам. При этом считаем, что крайне важно выявить не только непосредственных участников акции, но и ее организаторов и возможных заказчиков.
Для нас же как верующих людей важно помнить: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). Эти слова должны сегодня услышать те, кто совершил кощунство, организовал его, поддерживает его в публичном пространстве.
К несчастью, некоторые люди, именующие себя православными, пытаются оправдывать кощунство с социальной, «правовой» или псевдорелигиозной точки зрения. Таким мы говорим: одумайтесь и остановитесь! Оправдание кощунства, призыв примириться с ним и не отвечать на него – это соучастие в нем. И это грех, провоцирующий недругов Христа и Его Церкви на все новые посягательства, гонения, акты богохульства. Те, кто защищает «право» на кощунство, подобен обновленцам, которые оправдывали и провоцировали гонения на Церковь и веру Христову, отправляли в тюрьмы людей, противившихся поруганию Божиих святынь. Долг всякого без исключения православного человека – защищать святыни даже ценой своей жизни, а не соглашаться с греховным и преступным их поруганием.
Не понимаем мы и тех, кто призывает Святейшего Патриарха, наших братьев и сестер «простить» кощунниц, призвать государство не осуждать и не наказывать их. Если Предстоятель Церкви простит их сегодня, не приведет ли это завтра к десятикратному умножению кощунственных «акций», к тому, что православных вытеснят из общественного пространства, да и священное пространство храмов сделают площадкой для глумления и хамства безбожников? Тем более нельзя говорить о прощении без покаяния, без решимости больше не возвращаться к совершенному чудовищному греху. Господь Иисус говорит: «Если… согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему» (Лк. 17, 3). Так говорится о личных отношениях между христианами. Насколько же более оправдано ожидание покаяния от тех, кто оскорбил Бога и всю Церковь?
Сегодня наша церковная среда, особенно неофитская, должна выдержать экзамен на зрелость. На способность следовать Евангелию, а не его «гуманистическим» редукциям. На готовность защищать данные нам Богом святыни, отстаивать право христиан жить в обществе по своей вере. На верность истиной православной традиции, противостоящей соглашательству со злом и грехом, предполагающей борьбу с ними всеми законными и справедливыми средствами, в том числе общественным действием.
Надеемся, что этот экзамен не окончится духовным падением наших братьев и сестер. Если же они – не с Церковью воинствующей, которая есть и образ Церкви торжествующей, то они и не со Христом. В целом же нынешняя ситуация – это проверка на жизнеспособность нашего народа. Если Россия стерпит произошедшее, значит, ее можно брать голыми руками, значит, народ больше не встанет за веру и Отечество. Да не будет так!